Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья — создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, а также в группах комбинированной и компенсирующей направленности, на дому, в форме семейного воспитания и образования.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Основные группы условий:
- Официальный сайт образовательной организации адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению и приведен в соответствие с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов.
- Все здания МАДОУ оснащены системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
- Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием.
- Обучение организовано по адаптированной образовательной программе.
- В МАДОУ функционирует ППК, проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для проведения занятий с воспитанниками имеются оборудованные 3 логопедических кабинета, 2 кабинета педагогов-психологов, 2 кабинета учителей-дефектологов в которых проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения для детей-инвалидов и детей ОВЗ расположены на первом этаже детского сада, имеет санитарную комната для детей-инвалидов, отдельный вход и оборудованную площадку для прогулок.
Имеется оборудованная сенсорно-динамическая комната, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено.
Книжный фонд размещён в методическом кабинете и групповых ячейках.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование на спортивных площадках приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Имеется оборудованный прогулочный участок.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, воспитанников, посещающих общеобразовательные группы, осуществляются по адаптированным образовательным программам, разработанным на базе основных образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся, с учетом коррекционных программ.
Формы и степень образовательной инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья варьируются в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития: разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальный учебный план, обучение на дому, посещение консультационного центра. Обеспечивается гибкость образовательного процесса, участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются дети -- инвалиды и обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации воспитанниками с различными нарушениями.
Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В учреждении имеется:
- Вход в ДОУ (здание №3) оборудован пандусом;
- Наличие широких дверных проемов;
- Лестничные клетки оборудованы поручнями (по росту детей),специальными направляющими, знаками, указателями;
- Наличие информационного табло для лиц с нарушениями слуха;
- Наличие при входе вывески с названием организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- Санитарная комната для детей-инвалидов.
Специальные условия питания
Отдельное меню для воспитанников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ не предусмотрено.
Питание детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ обеспечивается в соответствии с возрастом и временем пребывания, по нормам, установленным Минздравом РФ, и соответствует требованиям СанПиН.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ функционирует ППК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и сопровождающий, который оказывает помощь детям ОВЗ и детям инвалидам.
Организовано конструктивное сотрудничество с организациями и учреждениями города: ТПМПК, Учреждения культуры, Детская поликлиника, Центр помощи семье и детям.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет имеется во всех кабинетах специалистов, которые могут воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего учебное занятие.
Каталог рекомендуемых образовательных ресурсов для педагогов и родителей (законных представителей):
- "Обруч"--http://Обруч/-- иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей, где вы сможете получить информацию по интересующим вас вопросам, поделиться собственным опытом, встретиться с интересными людьми.
- "Дошкольник. РФ"--http://doshkolnik.ru/-- всероссийское сетевое издание где можно разместить свой материал, а также познакомиться с материалами коллег.
- "Все для детей"--http://allforchildren.ru/-- на сайте можно найти всё (или почти всё), что вы искали в Интернете для детского отдыха и развития, не только приятного, но и полезного!
- "Растим детей"--https://растимдетей.рф/about-- сайт навигатор для современных родителей, созданный в рамках реализации Национального проекта "Образование".
- "Солнышко"--https://solnet.ee/-- ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Публикация обучающих компьютерных игр; виртуальных уроков для малышей по географии, химии, физике, экономике, иностранным языкам; оригинальных макетов развивающих и праздничных стенгазет; сценариев детских праздников; статей о развитии и обучении детей. Проведение викторин и конкурсов рисунков, поделок, фотографий, стихов, рассказов.
- "Детский сад. Ру"--http://www.detskiysad.ru/-- портал ориентирован на молодых родителей, прежде всего на мам. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций. Можно найти ответы на самые разные вопросы, возникающие в молодых семьях, по самым различным темам - от развития и воспитания детей до рецептов приготовления кулинарных блюд.
- "РазИгрушки"--http://razigrushki.ru/--сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
- Фонд "Дружественный Рунет"--http://www.friendlyrunet.ru/index.phtml-- реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей "Дети онлайн" и просветительские проекты. Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.
- "Персональные данные. Дети"--http://персональныеданные.дети/-- на портале можно получить полную информацию о защите своих персональных данных. Научиться ответственно относиться к своим персональным данным, понимать последствия размещения персональных данных а сети "Интернет", а также угрозы стать жертвой мошенников
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование не предоставляются.